top of page

Поиск лекарства от болезни Альцгеймера: большие успехи биотехнологий, но гонка только начинается

В этом году в поисках лекарств для лечения болезни Альцгеймера были одержаны ключевые победы: прорывы совершили компании Biogen (BIIB), Eisai (ESAIY) и Eli Lilly (LLY). Но инвесторы в акции биотехнологических компаний знают, что гонка за лекарством от болезни, разрушающей память, только начинается.

Летом этого года Управление по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных средств одобрило препарат Leqembi - второе лекарство от болезни Альцгеймера, разработанное компаниями Biogen и Eisai. В ходе решающего исследования препарат Leqembi значительно замедлил снижение когнитивных способностей, что стало триумфом, вдохнувшим новую жизнь в индустрию неврологии. Еще более многообещающие результаты показал конкурирующий препарат донанемаб компании Lilly, который пока не одобрен.

Теперь, по мнению экспертов, шлюзы могут открыться. Научные данные, лежащие в основе революционных препаратов, указывают путь вперед. А медицинские достижения, как ожидается, увеличат финансирование исследований в области лечения болезни Альцгеймера и повысят курс акций компаний, работающих над созданием лекарства от этой болезни, которой страдают более 6 млн. американцев.

"Я думаю, что сейчас невероятно интересное время", - сказал в интервью Investor's Business Daily генеральный директор компании Prothena (PRTA) Джин Кинни (Gene Kinney). "Я верю, что эти достижения в области медицины помогут продвинуться вперед".

Большое волнение в связи с прорывами в области лечения болезни Альцгеймера

Первая волна препаратов для лечения болезни Альцгеймера была направлена на устранение ее симптомов. В 1990-х и 2000-х годах компании разрабатывали препараты, блокирующие фермент, связанный с нервной системой, - ацетилхолинэстеразу, - говорит доктор Брюс Албала, помощник декана по инновациям и клиническим испытаниям Медицинской школы Калифорнийского университета в Ирвине.

По его словам, лишь немногие компании работали над созданием реального лекарства.

"В то время практически ни одна компания не работала над этим", - сказал Альбала, который также является профессором неврологии, изданию Investor's Business Daily.

По мнению экспертов, следящих за акциями биотехнологических компаний, прорывы этого года более значительны".

Что вызывает болезнь Альцгеймера?

Новые препараты были разработаны на основе отличительной черты болезни Альцгеймера: накопления в мозге токсичных бляшек - аномальных белков, называемых бета-амилоидом.

Финансовый директор INmune Bio (INMB) Дэвид Мосс (David Moss) говорит, что научная основа тезиса об амилоиде базируется на "истории длиной в несколько десятилетий". Исследователи "до конца не знают, что делает амилоид", - сказал он. Однако его воздействие на организм пациента с болезнью Альцгеймера, по-видимому, замедляет снижение когнитивных способностей.

Регуляторы одобрили два препарата для лечения болезни Альцгеймера, которые удаляют бета-амилоид из мозга: Aduhelm и Leqembi (компании Biogen и Eisai).

Ожидается, что препарат компании Lilly будет одобрен в начале следующего года. Первый препарат компаний Biogen и Eisai - Aduhelm - получил ускоренное одобрение на основании неоднозначных результатов. Однако Medicare отказалась от его широкого покрытия в страховых полисах.

Лекемби подарил новую надежду. У пациентов с ранней стадией болезни Альцгеймера препарат замедлил снижение когнитивных способностей на 27% в течение 18 месяцев. Это стало большой победой для компаний Biogen и Eisai, и Центры Medicare и Medicaid Services согласились оплачивать лечение болезни Альцгеймера.

Более эффективным оказался препарат донанемаб компании Lilly. Этот препарат привел к замедлению снижения когнитивных способностей на 29% за тот же период времени. Однако донанемаб еще не одобрен.

"Удивительный момент"

Кинни, генеральный директор компании Prothena, назвал новые методы лечения революционными.

"Появился класс лекарств, которые продемонстрировали, что снижение уровня амилоида бета в мозге приводит к существенному замедлению прогрессирования заболевания", - сказал он. Это удивительный момент в лечении любого заболевания". До появления этих методов лечения болезнь Альцгеймера на 100% приводила к летальному исходу".

Представитель компании INmune Мосс согласился с этим мнением, заявив, что Biogen и Eisai сделали то, чего не делали другие компании, и это может помочь менее известным биотехнологическим акциям заблистать.

"Я думаю, что самое замечательное в том, что эти препараты были одобрены, - это первый случай, когда у вас появилось лекарство, модифицирующее болезнь", - сказал он в интервью Investor's Business Daily. "Это открывает двери для инвестиций для таких компаний, как мы. Теперь мы показали, что в конце тоннеля есть свет".

Сосредоточение усилий на совершенствовании методов лечения болезни Альцгеймера

Но это все еще долгий и неопределенный путь.

Лекемби и донанемаб, хотя и считаются значительным прорывом, не дают полного излечения. Оба препарата замедляют снижение когнитивных функций. Но они не останавливают его.

Кроме того, Лекемби и донанемаб - далеко не идеальные методы лечения. Оба препарата требуют полурегулярных инфузий и проведения магнитно-резонансной томографии для обнаружения амилоида в мозге. Кроме того, они сопряжены с риском развития отека мозга, который часто протекает бессимптомно, но может привести к летальному исходу. По словам Аарона Митчелла, директора консалтинговой и технологической компании ZS, пациенты предпочли бы лечение в виде уколов или таблеток.

"Несмотря на то, что эти методы лечения являются прорывом и действительно продвинули гипотезу антиамилоидного каскада, они не идеальны", - сказал Митчелл в интервью IBD. "Оба препарата продемонстрировали значительную задержку прогрессирования заболевания, но они далеки от того, чтобы стать лекарством".

Средства для удаления амилоида

Биотехнологические компании изучают способы улучшения действия препаратов, удаляющих амилоид.

Одна из целей - повышение безопасности. Оба препарата связаны с отеками мозга, известными как амилоидные аномалии визуализации, или ARIA. ARIA часто не вызывает никаких побочных эффектов. Однако у отдельных пациентов она может быть серьезной или смертельно опасной.

Пациенты, принимающие препараты для разжижения крови, и пациенты с мутацией в гене APOE4 имеют повышенный риск возникновения ARIA после приема препаратов, блокирующих амилоид. Люди с этой генетической мутацией также более склонны к развитию болезни Альцгеймера в более раннем возрасте, задолго до получения права на программу Medicare.

Препарат донанемаб компании Lilly удаляет бета-амилоид быстрее, чем препарат Leqembi. Это может позволить пациентам прекратить прием препарата для лечения болезни Альцгеймера после удаления амилоида и сохранить когнитивные способности, отметил в июльском отчете аналитик Leerink Partners Дэвид Райзингер. Райзингер следит за акциями фармацевтических и биотехнологических компаний.

Есть и обратная сторона: донанемаб приводит к повышению уровня ARIA.

"Одной из целей является поиск более мощных препаратов, которые в конечном итоге могли бы обеспечить такой же уровень снижения бета-амилоида без такой же степени ARIA", - говорит Кайл Расбах, управляющий фондом Healthcare and Life Sciences в Eventide Asset Management.

Первопроходцы в лечении болезни Альцгеймера

Однако, несмотря на эти проблемы, успехи новых методов лечения болезни Альцгеймера вызвали ажиотаж в биотехнологической отрасли. Другие биотехнологические компании стремятся последовать примеру первопроходцев в области лечения болезни Альцгеймера.


Представитель компании Prothena Кинни отметил, что хотя компании Biogen и Eisai первыми вышли на рынок, это не означает, что в конечном итоге они будут доминировать. Стремление Prothena стать ключевым игроком на рынке зависит от способности ее препарата для лечения болезни Альцгеймера блокировать не только амилоид, но и тау - другой белок, накопление которого в мозге ассоциируется с этим заболеванием. Компания также работает над несколькими потенциальными препаратами для лечения болезни Альцгеймера на более ранних стадиях.

Компании, стремящиеся догнать или даже перегнать такие компании, как Biogen, Eisai и Eli Lilly, могут найти поддержку в истории биотехнологического рынка.

Возьмем, к примеру, компании Amgen (AMGN) и Pfizer (PFE). Эти две компании совместно выпустили первый препарат класса, блокирующий цитокин, связанный с воспалительными заболеваниями, такими как ревматоидный артрит. Сегодня самым продаваемым препаратом этого класса является препарат Humira компании AbbVie (ABBV), который появился на американском рынке через четыре года после Enbrel компаний Amgen и Pfizer.

Биотехнологические компании сосредоточены на методе получения лекарств

В случае болезни Альцгеймера акции биотехнологических компаний также могут выиграть от новых методов доставки лекарств. Лекемби требует внутривенной инфузии дважды в месяц, а донанемаб - ежемесячной инфузии.

Однако подкожные инъекции, известные как уколы, могут значительно улучшить ситуацию. Пациентам больше не нужно будет ездить в инфузионные центры, а инфузионные центры смогут вернуть себе часть кресел для пациентов с другими заболеваниями. Некоторые компании даже работают над созданием таблеток для лечения болезни Альцгеймера.

В эту борьбу включились и небольшие биотехнологические компании.

Компания Acumen Pharmaceuticals (ABOS) работает над препаратом для лечения болезни Альцгеймера, который избирательно связывается с определенными молекулами бета-амилоида. В ходе недавних испытаний у пациентов наблюдалось сокращение бляшек бета-амилоида на 25% в течение 6-12 недель. По словам аналитиков Leerink Partners, в недавнем отчете это сравнимо с примерно 20% для препарата Leqembi в то же время.

Другая небольшая биотехнологическая компания, Vaxxinity (VAXX), работает над созданием вакцины, которая будет блокировать токсичные формы бета-амилоида.

Генеральный директор компании Vaxxinity Мей Мей Ху отметил две формы нарушений визуализации, связанных с амилоидом. Более серьезная форма известна как ARIA-E, в то время как ARIA-H "встречается естественно и спорадически у пожилых людей", - сказала она в интервью IBD. Компания Vaxxinity сообщила о многообещающих результатах промежуточных испытаний: ее препарат не выявил ни одного случая ARIA-E и "ограниченное число случаев бессимптомной ARIA-H".

Однако компании Biogen и Eisai получили неоднозначные результаты в ходе недавнего исследования, в котором испытывалась подкожная форма препарата Leqembi. После шести месяцев лечения укол привел к снижению уровня амилоида на 16% по сравнению с инфузией. Однако у пациентов также наблюдалось неожиданное повышение уровня ARIA. Акции биотехнологических компаний Biogen и Prothena упали на 2,3% и 14,6% 26 октября, когда компании объявили об этих результатах.

Взгляд за пределы амилоида


Биотехнологические компании также изучают возможности лечения болезни Альцгеймера, не ограничиваясь удалением бета-амилоида.

Представитель компании Eventide Расбах заявил, что существует "очень четкая линейная корреляция" между удалением бета-амилоида и замедлением снижения когнитивных способностей. Он сравнил это с удалением плохого холестерина ЛПНП для снижения риска инфарктов и инсультов.

Однако разработка лекарственных препаратов, направленных против бета-амилоида, может быть не единственным способом продвижения вперед. Более эффективными могут оказаться и комбинированные препараты - как в случае с раком и ВИЧ. Добавление лекарств позволяет использовать несколько способов борьбы с заболеванием, при условии, что они не противодействуют друг другу и не вызывают неожиданных побочных эффектов. И такие комбинации могут даже оказаться "лакомым кусочком" для акций биотехнологических компаний.

"Настоящий прорыв, который все ищут, - это добавление еще одного модификатора болезни, не являющегося модификатором амилоида", - говорит Албала из Медицинской школы Калифорнийского университета в Ирвине. "Добавляете ли вы антитау-соединение в комбинацию с антиамилоидным соединением? Разные люди рассматривают разные подходы".

Неиспользованная жила

Томас Кокрам, консультант фирмы LifeScience Dynamics, считает, что поиск методов лечения болезни Альцгеймера, выходящих за рамки амилоидной теории, является относительно незадействованной жилой для биотехнологических компаний.

"За пределами мира амилоидных таргетных препаратов есть большие возможности для исследований", - сказал он IBD.

По словам д-ра Гэри Смолла, заведующего кафедрой психиатрии Медицинского центра Университета Хакенсак, исследователи рассматривают потенциальные группы препаратов.

Один из них может включать блокаторы амилоида. Другой класс препаратов модулирует рецепторы глутамата в мозге. Глутамат играет роль в синаптической пластичности и способности мозга обрабатывать воспоминания. Многие исследователи изучают роль воспаления в мозге.

Воспаление как важнейшая проблема

Некоторые считают, что воспаление является важнейшей проблемой при болезни Альцгеймера. Небольшая биотехнологическая компания INMune пытается разработать еженедельную инъекцию, которая будет блокировать воспалительный цитокин, известный как TNF, в мозге.


Существует множество препаратов, блокирующих TNF, в том числе блокбастеры Humira, Remicade и Enbrel. Однако, по словам Мосса из INMune, эти препараты подавляют все формы TNF, в то время как подход INmune направлен только на "плохой" TNF. В настоящее время препарат находится на стадии испытаний.

Смолл из Медицинского центра Университета Хакенсак говорит, что исследования противовоспалительных препаратов для пациентов с болезнью Альцгеймера дали неоднозначные результаты. Однако эта работа, безусловно, важна.

"Я считаю, и другие со мной согласны, что снижение воспаления в мозге на ранних стадиях может защитить здоровье мозга", - сказал он в интервью.

Акции биотехнологических компаний под давлением

Несмотря на успех препарата Leqembi, который стал первым препаратом для лечения болезни Альцгеймера, получившим одобрение и компенсацию от CMS, акции биотехнологической компании Biogen в этом году находятся под давлением. По состоянию на середину ноября акции компании снизились примерно на 20% за год,

Biogen прогнозирует медленное наращивание оборотов Leqembi. Аналитики ожидают, что в этом году компания будет терять деньги на этом препарате, а в следующем году начнутся первые положительные продажи. Есть надежда, что к 2027 г. препарат станет блокбастером.

Аналитики более оптимистично оценивают донанемаб компании Lilly. По данным FactSet, продажи этого препарата, одобрение которого ожидается в конце этого года, могут составить 15 млн. долл. только в четвертом квартале. Аналитики ожидают, что донанемаб станет блокбастером к 2025 году.

Вообще, рост рынка препаратов для лечения болезни Альцгеймера вызывает все большее волнение. По прогнозам Clinical Trials Arena, к 2030 году объем этого рынка составит 13,7 млрд. долл. По словам Митчелла из компании ZS, он ожидает появления новых игроков на рынке, который будет расти, не ограничиваясь нынешней конкуренцией между компаниями Biogen, Eisai и Eli Lilly.

"Действительно ли мы считаем, что это больше похоже на конкуренцию, или это действительно связано с созданием рынка?" сказал Митчелл.

Доступность лекарства

По данным Всемирной организации здравоохранения, около 55 млн. человек в мире страдают болезнью Альцгеймера или другими деменциями. Биотехнологические компании по-прежнему нацелены на достижение главной цели: предотвращение любой формы деградации человеческого мозга.

"Настоящая цель заключается в том, чтобы сгладить (когнитивные процессы)", - говорит Мосс, финансовый директор компании INmune. "Необходимо остановить атрофию (мозга) и уменьшение его размеров. У нас есть только результаты первой фазы, но мы показали, что у наших пациентов улучшилось состояние белого и серого вещества".

Десятилетия назад ученые считали, что восстановление и регенерация нервов невозможны, - говорит Альбала из Медицинской школы Калифорнийского университета в Ирвайне. Теперь это уже не так. Но главная проблема остается, говорит он. "Можно ли замедлить развитие болезни настолько, чтобы незатронутые участки мозга могли взять на себя ответственность и сохранить нормальное функционирование человека?" - спрашивает он.

Несмотря на ограниченное влияние на акции биотехнологических компаний, открытия этого года дают много надежд.

"Легко сказать, что через 100 лет мы будем лечить это. Предъявлять за отсутсвие результата будет некому", - говорит Смолл, сотрудник Медицинского центра Университета Хакенсак. "Я всегда склонен видеть стакан наполовину полным. Я думаю, что благодаря изобретательности исследователей и творческому мышлению мы придумаем лучшие и более эффективные способы борьбы с этими разрушительными заболеваниями".


Вам может понравиться:


Не является инвестиционной рекомендацией.

Источник Investor's Business Daily

4 просмотра0 комментариев
bottom of page